Подарочные сертификаты
1000000₽       500000₽

Великосветская роскошь Малахитового Зала

Малахит – один из старейших известных человеку самоцветов. История малахита начинается в эпоху неолита, когда люди начали использовать его в качестве красителя. Самой ранней малахитовой поделке 10500 лет! Красивая зеленая окраска, варьирующаяся от светло-травянистой до почти черной, орнаментальные узоры, появляющиеся при распиле породы, легкость обработки и способность воспринимать полировку – эти качества обусловили широкое использование малахита во многих областях. Где только его не применяли: он был и проводником медной руды, и краской, входил в состав цветного стекла и глазури, считался важным амулетом – верили, что малахит облегчает роды, хранит детей от злых духов и кошмарных снов, помогает понять язык животных и даже делает человека невидимым! Во времена античности малахит стал предметом вожделения знати – его использовали не только для ювелирных украшений, но и для облицовки пола, стен, колонн. В эпоху Средневековья малахит оставался лишь камнем-талисманом, но уже с XVIII века начинается новый расцвет малахита. Центр его располагался в России – именно здесь открыли уральские малахитовые рудники, увековеченные в чудесных сказках П. П. Бажова, которые все мы читали в детстве.

Первым появляется Гумешевский рудник, где малахит встречался в ограниченном количестве – его вместе с другими самоцветами вставляли в кольца, броши, серьги, табакерки.… А в начале XIX века выявили уникальное Медноруднянское месторождение, принадлежащее богатейшей семье Демидовых – тут речь пошла не о «кусочках» малахита, а об огромных глыбах весом до нескольких тонн. Это превратило XIX век в «золотой век малахита» – он прочно вошел в моду среди аристократического общества России и Европы. Особенно популярно было использование малахитовой облицовки в интерьере, а также крупная малахитовая скульптура – знаменитая сказка «Каменный цветок» как раз рассказывает о появлении на свет одной из малахитовых ваз, подобной тем, какие до сих пор украшают стены Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Малахит широко экспортировался в Европу, где также стал чрезвычайно популярен. Камень превратился в символ богатства и высокого положения в обществе, будучи не только красивым, но и очень дорогим – аристократы соревновались друг с другом в собирании коллекций малахитовых вещей, и особенно отличилась здесь российская императорская семья, а также Демидовы, обладавшие поистине бесценным собранием малахита. Иметь в доме предмет из малахита становится признаком хорошего тона – даже купечество и крупные чиновники старались приобрести малахитовое изделие, пусть даже недорогое и скромное.

До наших дней по большей части не дошли «малахитовые» интерьеры – поместья Демидовых в Петербурге и Италии, поражающие воображение богатством малахитовой отделки. Малахитом также были отделаны некоторые покои Михайловского замка, Исаакиевский собор… Единственным примером оформления малахитом целого помещения, сохранившимся до наших дней, остается лишь Малахитовая гостиная в Зимнем дворце, созданная на волне популярности малахита в 1839 г. Появление ее связано с драматическим событием – большим пожаром Эрмитажа в 1837 году. Зимний дворец был почти уничтожен – остались лишь обгорелые стены, а великолепные барочные интерьеры и фасады авторства Ф. Б. Растрелли, Дж. Кваренги и К. И. Росси были безвозвратно утеряны. Срочно начали восстановительные работы, руководителями которых назначили В. П. Стасова и А. П. Брюллова, которым поручили отделку жилых покоев. Малахитовая гостиная, предназначенная для императрицы Александры Федоровны, заняла место сгоревшей Золотой гостиной, которая была отделана серо-фиолетовой яшмой. Работа над созданием гостиной была проведена в сжатые сроки – менее чем через два года все было сделано. Энтузиазм, владевший участниками реконструкции, был поистине огромен – ведь шло восстановление величайшего и всеми любимого памятника русской культуры.

Архитектор А. П. Брюллов черпал вдохновение из прошлого – его увлекали пышные интерьеры римских и греческих вилл, отделанные мрамором, росписью и самоцветами. Радостный историзм Брюллова появился в качестве своеобразного протеста против холодного официоза, насаждавшегося в искусстве с подачи чопорного Николая I. Уникальный вкус, острое чутье, умение искать идеи в исторических примерах восхищали его современников. К сожалению, даже гений Брюллова не мог противостоять высочайшим повелениям, благодаря чему Малахитовая гостиная содержит в два раза меньше собственно малахита, чем задумывалось автором.

Яркая, мажорная цветовая гамма гостиной возвращает нас во времена богатых пиршественных залов античности, которые и послужили Брюллову прототипами. Симметричная планировка отвечает принципам позднего классицизма – в проходном помещении прямоугольной формы шесть золоченых, богато декорированных дверей и высокие арочные окна. Пол покрыт узорчатым паркетом из ценных пород дерева зеленоватого оттенка, красиво оттеняющим белые стены из искусственного мрамора со скромной росписью. Друг напротив друга расположены два камина из густо-зеленого малахита, а висящие над ними огромные прямоугольные зеркала в позолоченных рамах зрительно расширяют пространство. Вдоль стен вздымается по 8 многометровых малахитовых колонн и пилястров, стоящих на белокаменных, украшенных золоченой бронзой пьедесталах, и увенчанных пышными бронзовыми капителями. В зале стоят два массивных малахитовых торшера по 70 рожков каждый, на изготовление которых ушло 2 года, а также малахитовые вазы, подсвечники, столы.… В центре комнаты стоит большая ваза, походящая на античный ритуальный светильник – это единственная уцелевшая вещь из Золотой гостиной. Позолота в зале повсюду – каждая бронзовая или деревянная деталь переливается золотым блеском, не говоря уж о сводчатом потолке, где рельефные раззолоченные узоры полностью доминируют над белым фоном. Именно соединение воедино зелени малахита и позолоты делает зал утонченно-величественным. Темно-малиновые драпировки окон и мебели удачно оттеняют зелено-золотую гамму, не давая интерьеру «застыть» мертвой картинкой, делая его живым и нарядным. В целом, гостиная имеет парадный, праздничный вид, поражавший роскошью даже современников.

Всего на оформление помещения ушло более 2 тонн малахита, а закупалось изначально аж 3,6 тонн. Детали облицованы способом «русской мозаики», разработанной в России в конце XVIII века. Она заключается в том, что маленькие кусочки малахита тесно подгоняют друг к другу и приклеивают без промежутков на пористую основу. Готовые изделия после шлифовки не отличаются от выточенных из каменного массива – это позволяет значительно сэкономить камень.

Еще раз Малахитовая гостиная попала в российскую историю в связи с трагическими для нашей страны событиями: в период Октябрьской Революции заседания Временного правительства в 1917 году проводились именно в ней, там же временщики и были арестованы восставшими народными массами.

Сегодня Малахитовая гостиная открыта для публики – помещение, мебель и отделка находятся в прекрасном состоянии. Ничто не отразилось на облике малахитовых ваз и колонн – их блестящая, «пропорциональная» красота кажется вечной, как и чудесный зеленый камень, возраст образования которого гораздо больше, чем срок жизни любой самой великой страны. Малахитовая гостиная и по сей день – одна из жемчужин Эрмитажа.

Что до малахита, то он и сегодня остается одним из самых любимых в России самоцветов. Но о появлении новых Малахитовых залов не идет и речи: увы, Гумешевские и Медноруднянские рудники давно иссякли, добывать сегодня малахит тоннами просто неоткуда и некому. Несмотря на вновь возрождающийся интерес к малахиту как к поделочному и декоративному камню, он сейчас достаточно редок, и мы встречаем самоцвет лишь в ювелирных украшениях и небольших скульптурных композициях. Его по-прежнему часто сочетают с позолоченной бронзой и золотом – желтое сияние прекрасно оттеняет игру зеленых узоров, и в блеске даже самой маленькой брошки или подвески можно увидеть, словно в зеркале, отражение великосветской роскоши былой прекрасной эпохи.