Подарочные сертификаты
1000000₽       500000₽

Бык в мифах и Зодиаке

2009 год считается годом Желтого Быка по восточному календарю. Это один из самых интересных и противоречивых символических образов. Для наших предков он был символом плодородия и олицетворением могущественных сил природы, воплощением упорства и терпения, мощи и ярости.

Это домашнее животное знакомо нам с детства: любой ребенок знает, кто дает молоко и говорит «мууу». Однако когда же началось это тесное общение человека и быка, приведшее к тому, что бык, кроме всего прочего, оказался Бык в мифах и Зодиакев числе созвездий Зодиака и представился способным влиять на судьбы людей? Знакомство произошло не менее 4000 лет назад, когда корова и бык перестали быть дикими, вернее, это был их предок тур, который в диком виде просуществовал в Европе до 13го, а в Польше и до 17го века. Тур понадобился людям для вспахивания земель, а молоко и мясо стало употребляться в пищу гораздо позднее. Как участник процесса рождения хлеба бык стал обожествляться практически везде на Востоке и в Азии: в Египте, Междуречье, Индии и Греции. В Египте божественный Апис – бык – земное воплощение божества плодородия; египтяне верили, что Апис оплодотворяет небесную корову Нут, и она рождает солнце. После смерти Апис воссоединяется с душой Ба Осириса (Ба – одна из оболочек человека, сущность его, жизненная сила, оболочка подсознания). Аписов искали по особым приметам: черная масть, треугольное пятно на лбу и другим, а найденный бык считался божественным и содержался в невиданной роскоши в специальном дворце: его кормили лучшей едой, украшали цветами и драгоценностями, купали и держали для него целый гарем коров. После смерти тело быка бальзамировали и хоронили. Найдены тысячи египетских мумифицированных быков и коров. Сходное по пиетету отношение к коровам наблюдается в Индии до сих пор.

В Бык в мифах и ЗодиакеШумере и Аккаде бог луны Син представлялся в виде Быка с синей бородой. Крылатые быки (шэду в Аккаде и алад в Шумере) считались демонами, воплощением могущества сил природы, а затем превратились в ангелов-хранителей, духов, оберегающих человека от зла. В шумерской песне «Гильгамеш и Небесный бык» богиня Иннин (Иштар) уговаривает богов создать небесного быка, который спускается к Евфрату и выпивает его. Гильгамеш победил Быка; на печатях из Шумера сохранились изображения битвы с чудовищем-человекобыком. Этот мифологический образ связан с Минотавром – сыном царицы Пасифаи, жены критского царя Миноса, и быка, посланного Посейдоном (или, в некоторых источниках, Бык в мифах и ЗодиакеЗевсом, либо это был сам Зевс) на землю для принесения в жертву. Минос держал Минотавра в центре огромного Лабиринта, из которого невозможно найти выход. Чудовищу с телом человека и головой быка привозили семь греческих юношей и семь девушек в жертву каждые девять лет, но он был убит Тесеем, который прибыл в составе очередной партии. Из Лабиринта Тесей выбрался с помощью Ариадны, дочери Миноса, которая дала ему меч, факел и клубок ниток. Однако у Плутарха, историка Демона и других есть сведения о том, что тот, кого называют Минотавром, служил военачальником у Миноса, и был убит афинским царем Тесеем. Возможно, царица Пасифая вовсе не была столь распущенной, какой ее описывают мифы. Тавр (т.е. «Бык») также мог быть героем из Кносса, который воевал с Тиром и похитил оттуда множество девушек, в том числе царскую дочь Европу. Мифы приписывают похищение все тому же Зевсу в образе все того же быка. И кто же родился у Европы от быка-Зевса? Да все тот же Минос, царь Крита. Просто удивительно, как быки везде успевали, а ведь считаются медлительными животными!

Однако нетрудно представить себе, почему появился миф о Лабиринте: критяне поклонялись быку, приносили ему жертвы. Критский дворец в Кноссе, в центре острова, огромный, со множеством помещений и коридоров, расписанных изображениями быков, построенный в несколько этажей, причем этажи располагались и под землей, мог поразить воображение греков, которые, вернувшись домой, рассказывали о нем как о Лабиринте с минойским быком в нем. Лабрис (отсюда «лабиринт»), двулезвийный критский топор, считался символом быка. В центре дворца располагался обширный двор, где стоял жертвенник. Вероятно, эти факты и впечатление, произведенное дворцом в Кноссе, и послужили пищей Бык в мифах и Зодиакедля мифа. По одной из гипотез, миф о Минотавре мог быть заимствован из Финикии, где Молох изображался также с бычьей головой и требовал человеческих жертв.

Но бык и сам был жертвенным животным в эгейском мире, как и у древних славян, которые хоть на быках и не пахали, но считали быка воплощением силы, связанным с богом-громовержцем (позже «Ильинский бык»). Жертвоприношение должно было избавить от дождей и гроз, обеспечить урожай.

В мифологии персов бык был одним из соперников Солнца и символизировал дождь и могущество туч и ненастья и тем самым оказывался близок одновременно и древнеегипетскому представлению о быке как о символе плодородия, и древнеславянскому, ведь без дождя нет урожая, и античному представлению как об образе различных стихий. Прослеживается явная связь образа быка с водной стихией: морем (у греков), дождем и озерами (у восточных славян), источниками (у сербов).

Через Бык в мифах и ЗодиакеГрецию и Италию поклонение быку достигло Португалии и Испании, там до сих пор можно наблюдать корриду – сражение быка и человека, имеющее древние корни в ритуальной охоте на дикого быка, в древних жертвоприношениях. Верования, связанные с быком, оказали влияние и на христианство: евангелисту Луке было дано от святой церкви изображение быка в качестве эмблемы. Бык в данном случае символизирует трудолюбие и терпение святого, его упорство в проповеди вероучения Христа. Такое символическое значение образ быка стал обретать во многих странах в результате наблюдений за этими животными. Как следствие этих наблюдений появились и отрицательные характеристики: вспыльчивость, упрямство, раздражительность, недоверчивость, медлительность, злопамятность, но в то же время практичность и сильная воля. В традиционном русском представлении образ быка, каким он сложился в народном творчестве, несимпатичен. «Упрям, как бык», «силен, как бык», «реветь быком», т. е. громко; «глядеть быком», т. е. угрюмо, мрачно, исподлобья («набычиться»). В европейской политической символике 18 века образ быка стал использоваться как аллегория нации, страны, национального характера. Английский сатирик Д. Арбетнот Бык в мифах и Зодиакесоздал аллегорию Великобритании и прежде всего Англии в образе Джона Булля (Джона Быка). С этих пор бык в европейской политической символике означает грубого, бесцеремонного, консервативного, неистового и упрямого (твердолобого) политического деятеля.

Наш упрямый и домовитый бык смог добраться даже до неба: в мифах Древней Греции говорится, что Зевс поместил критского быка, того самого, что стал отцом Минотавра, на небо в виде созвездия, которое входит в пояс так называемых зодиакальных созвездий и называется созвездием Тельца. В научной и популярной астрономической литературе фигура созвездия изображалась в виде передней части быка (так называемый «protom», голова быка с рогами и Бык в мифах и Зодиакепередними ногами), обращенной на восток; на неастрономических изображениях встречается, как правило, полная фигура быка (частичное изображение претит художественному вкусу). Частью этого созвездия считались Гиады и Плеяды, находившиеся соответственно на морде и на заднем срезе или загривке быка. Солнце проходит через созвездие Тельца весной, когда природа пробуждается, а на полях начинаются посевные работы; это совпадение, по-видимому, не случайно: как символ плодородия бык мыслился способным повлиять на урожай. Конечно, вовсе не греческий бог-громовержец наблюдал с земли за звездами и решил, что группа из нескольких звезд напоминает очертаниями морду быка с «красным глазом» - звездой Альдебараном. Это делали люди, и не во все времена они видели на этом участке неба именно быка. Греки переняли названия зодиакальных созвездий от жителей Месопотамии, где сначала выделялось семнадцать созвездий Зодиака, и где созвездие Тельца позже объединило два других: «Звезды» (шумерское) или «Щетина, грива» (аккадское, современные Плеяды) и созвездие «Небесный бык» («Челюсть быка» у аккадцев).

Телец — второй знак зодиака по счету, не самый древний, его изображения встречаются в 9 веке до н. э. К примеру, созвездие Скорпиона известно еще со второй половины III тысячелетия до н. э.

Астрология наделяет людей, родившихся под знаком Тельца, следующими характеристиками: Телец — разборчивый хозяин, трудолюбив, осторожен, тщателен. Телец упорный, недоверчивый, приземлённый. Он любит солидное, красивое, любит вкусно поесть. Тельцы — хорошие ценители и гурманы. При этом Телец самостоятельный и эгоистичный — он любит жить в своём собственном доме, делать всё своими руками. Также астрологи считают, что в начале знака Тельца рождаются упорные и бескомпромиссные политики.

Возможно, старый добрый знакомец Бык не будет слишком строг к людям в новом году, ведь что только они не пережили вместе, Бык и человек. Иногда их даже трудно отличить, если верить мифам. У него множество имен, но он все тот же ужасный и прекрасный, небесный и такой земной, бык.

Литература:
1. Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции — М.: ЗАО Фирма СТД, 2005.
2. В. В. Похлебкин. Словарь международной символики и эмблематики – М.: Изд-во «Центрполиграф», 2007.
3. Н. А. Сидорова. Искусство эгейского мира – М.: Изд-во «Искусство», 1972.
4. Г. Е. Куртик. О происхождении названий греческих зодиакальных созвездий.