Подарочные сертификаты
1000000₽       500000₽

Насекомые в ювелирных украшениях: мода на века

Насекомые в ювелирных украшениях: мода на векаФранцузский ювелир Жильбер Альбер любит насекомых. Так и кажется, что какое-нибудь колье из его коллекции вот-вот буквально расползется в разные стороны, и действительно, при ближайшем рассмотрении оказывается: жуки-то настоящие! Их жесткие верхние крылышки чудесного травянисто-зеленого цвета отливают золотом, как настоящая драгоценность. Но Жильбер Альбер вовсе не новатор, он просто вернулся к корням. Когда-то древние модницы так же украшали себя блестящими жуками и крылышками насекомых.

С Насекомые в ювелирных украшениях: мода на векасередины XIX века с развитием естественных наук насекомые всерьез заинтересовали ювелиров; многие из них не только заказывали описания у энтомологов, но и сами обладали обширными знаниями в этой области. Тогда-то и расширились рамки мира ювелирных насекомых; объектами пристального художественного внимания стали не только давно знакомые жуки-скарабеи и бабочки, но и множество видов других жуков, стрекозы, пауки, кузнечики, осы и т.д. Первенство в изготовлении украшений с насекомыми принадлежит Луи-Франсуа Картье, «королю ювелиров и ювелиру королей». Его изделия носили самые титулованные и могущественные персоны Европы того времени, которые украшали свои платья, прически, головные уборы и камзолы множеством брошей, заколок, эгретов с насекомыми из золота, серебра и платины, украшенных эмалью и драгоценными и полудрагоценными камнями.

К ХХ веку популярность насекомых только возросла, подогретая фантазиями француза Рене Лалика, страстного их почитателя. Лалик творил в стиле модерн, и его, да и не только его любимым насекомым стала стрекоза. Ювелиры стремились настолько точно следовать природе, что в 1930 году датчанин Орла Эггерт предложил способ консервации насекомых и растений – гальванический процесс. На цветок или, к примеру, жука осаждается тонкий слой серебра, а затем золота – и готов ювелирный шедевр. Датчане до сих пор изготавливают подобные украшения.

Но Насекомые в ювелирных украшениях: мода на векасамыми необычными, без сомнения, стали ювелирные изделия современного ювелира Жильбера Альбера, который всегда говорил, что красота драгоценного изделия таится не в количестве карат, а в оригинальной идее исполнения. Насекомых в коллекциях ювелирного дома Gilbert Albert обрамляют в драгоценные металлы, жемчуг, бриллианты и прочие драгоценные камни. Понятно, что эти украшения неповторимы и уникальны, даже потому, что нет на свете двух одинаковых жуков.


Жуки: скарабей, жук-олень, божья коровка
Жуки давно стали классикой и историей ювелирных украшений, и самый известный из них, конечно, жук-скарабей, Насекомые в ювелирных украшениях: мода на векапочитание которого достигло своего апогея в Древнем Египте. Жук-скарабей для древних египтян – божество Хепри, символ бессмертия, вечной жизни, рождающегося каждое утро нового солнца и одновременно пути, которое оно совершает. Если взглянуть на это с позиций философии, то скарабей – это и душа, и ее путь, полный трудов, трудолюбия и настойчивого движения к цели, а также путь ученика к мудрости. Священные амулеты из золота, лазурита, яшмы, сердолика в виде крылатых скарабеев клали на грудь мумиям, чтобы душа смогла благополучно перейти в мир иной.

После открытия египетских гробниц в начале ХХ века ювелиры всерьез увлеклись египетской темой; началась повальная мода на все египетское; было создано множество произведений, как копирующих древние украшения, так и талантливо обыгрывающие их, как, например, крылатые скарабеи Картье в стиле ар-нуво. Современные ювелиры также не раз обращались к теме Египта, и скарабеи множество раз воплощались в золоте, серебре и самоцветах. Украшения со скарабеями во множестве продаются в ювелирных магазинах Египта; туристам продают их в качестве универсального амулета, но вряд ли продавцы действительно вдаются в тонкости символики этого замечательного жука.

Жук-олень Насекомые в ювелирных украшениях: мода на векаблизок скарабею и даже ассоциируется с египетским Хепри. Однако в этом образе главное значение имеют его рога, которые являются символом энергии и силы, главным образом, фаллической, мужской. Несомненную и необъяснимую притягательность имеет усыпанный бриллиантами рогач с глазами-турмалинами, созданный в XIX веке. Возможно, секрет в уникальности его прототипа в мире насекомых: этот великан очень редок; и нельзя отрицать, что это просто очень красивый жук, а некоторые его виды обладают завораживающего синего цвета верхними крыльями, которые отливают на свету, словно сделанные из драгоценной эмали. Скорее всего, это и подсказало использовать жука-оленя в качестве ювелирного украшения, а его величина позволяет создавать его в брошах, лучшей площадке для ювелирного манифеста.

Божья коровка – жук, вызывающий больше всего положительных эмоций, красные крылышки с черными пятнышками которого так любят дети. Поэтому этот жук нередко используется в детских ювелирных украшениях. Во многих языках мира прослеживается связь божьей коровки с верховным солнечным божеством. Ее называют «солнышком», «солнечным жуком», Насекомые в ювелирных украшениях: мода на века«солнечным теленком». В английском языке ее название звучит как «ladybird» – «леди-птица». Это эпитет Девы Марии, которую также зовут Леди всех христиан. Богородица всегда изображается в красном одеянии, символизирующем жертвенность – прямая связь с божьей коровкой, имеющей красный «плащ». В других европейских языках есть такие названия, как «птица Богоматери», «божья Марьюшка», «жук Марии».

К божьей коровке по русской традиции обращаются с гаданиями и вопросами о жизни и смерти, хлебе, погоде, свадьбе, с просьбами об исполнении желаний. В детстве мы приговаривали: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба» – и она действительно улетала куда-то ввысь. Корни этих обрядов – в древних мифах о Великой прародительнице, главной богине, которую на земле представляет божья коровка. Уже позже она стала ассоциироваться с Девой Марией. Кроме того, этот жук считался небесным, божественным домашним животным («божья овечка»), а в древних индийских мифах божья коровка имеет название «та, чей пастух Индра». Убить божью коровку – плохая примета и плохой поступок.

Насекомые в ювелирных украшениях: мода на векаЭти чудесные жучки словно созданы для воплощения в золоте и красной эмали с пятнышками драгоценных камней. Мимо такого соблазна не прошел ни один современный ювелир, и даже великие мастера прошлого уделили ей достаточно внимания. Популярный итальянский бренд Adolfo Courrier, основанный дизайнерами Адольфо Курриером и Алессандрой Занчетта, сделал божью коровку главной героиней своей коллекции 2008 года. Маленькие жучки из желтого и белого золота «заползли» на подвески, серьги, запонки и браслеты; крылышки у них покрыты яркой эмалью разных цветов и приоткрывают взгляду бриллиантовые паве.

Жуки – благодатный материал для ювелиров благодаря своему природному строению. Крылышки божьих коровок служат крышечками для многих часов и медальонов, что очень расширяет поле их применения. Эффектно смотрятся настольные часы из коллекции «Империи Самоцветов» в виде божьей коровки, крылья которой покрыты красной и черной эмалью и украшены самоцветами; крылья раскрываются, показывая часы, а сама «милашка» сидит на резном малахитовом листе.


Пчела и оса
Пчела – древний символ, почитаемый и уважаемый. Как трудолюбивая пчела долго и терпеливо создает мед, драгоценный и необходимый для Насекомые в ювелирных украшениях: мода на векажизни, так и человек творит свои лучшие произведения. Таким образом, пчела не только символ трудолюбия, но и созидания. На Крите во времена древней минойской цивилизации, ровесницы египетской, женщины носили украшения из золотых пчел. Одну такую подвеску археологи нашли в критском городе Маллии: две золотые пчелы держат в лапках золотой круг – каплю меда. Золотых пчел находили и в европейских захоронениях скифов, кельтов и других народов. У народов Африки и Австралии пчела была священным тотемным животным. В Египте медоносная пчела – это символ верности, храбрости и презрения к смерти, ведь защищая улей, пчела может ужалить только один раз и после этого погибнет. На Руси пчела олицетворяла трудолюбие и добро, поэтому ее часто изображали на медалях, присуждаемых за труд. И сейчас это представление сохранилось, пчела по-прежнему любима, а благодаря Насекомые в ювелирных украшениях: мода на векажелтым и черным полоскам пчелки эффектно смотрятся в золоте и черной или синей эмали. В ювелирном доме Carlo Luca Della Quercia, замеченном в особом пристрастии к миру насекомых, создали запонки с золотыми пчелками, выглядящие очень оригинально и стильно. В Chaumet пчелы из бриллиантов и аметистов, ограненных кабошонами и бриолетами, присутствуют в подвесках и серьгах.

Родственница пчелы оса стала в XIX веке символом острого слова, «жалящего» суждения, желания болезненно уколоть. Осу выбрал в качестве своей эмблемы император Наполеон I.


Бабочка
Самый романтический и утонченный образ воплотился в изображениях бабочек. Наблюдения человека за трансформациями бабочки, превращениями из некрасивой гусеницы, а потом из неподвижной куколки в прекрасное крылатое существо породили представления о ней как о Насекомые в ювелирных украшениях: мода на векасимволе возрождения, воскрешения и перерождения, символе души и бессмертия. Бабочка также олицетворение Великой Матери, женщины, отсюда поверья некоторых народов о том, что ведьмы могут превращаться бабочек, что бабочки способствуют зачатию. В Японии бабочка – символ молодой женщины, а две порхающие одна вокруг другой бабочки – семейного счастья. Этот мотив неоднократно встречается в искусстве. Еще один частый мотив – женщина с крыльями бабочки. Это греческая Психея, имя которой переводится как «душа», а бабочка здесь олицетворяет бессмертие души. Ювелиры начала ХХ века вдоволь наигрались с этим образом, воплотив его в брошах, украшениях для корсажа и подвесках. Особо отличился все тот же Рене Лалик.
Христианская традиция связывает с бабочкой и ее развитием жизнь, смерть и воскрешение, поэтому бабочка иногда изображается в руке младенца Христа, что символизирует возрождение и воскрешение души. На картинах, изображающих жизнь в раю, такие крылья имеет душа. В скандинавской мифологии эльфы, духи воздуха, изображались в виде красивых маленьких человечков с крыльями бабочки. Этот романтический флер, который придают ювелирным украшениям бабочки, стал неотъемлемым атрибутом молодости, красоты и беззаботности.


Стрекоза
Насекомые в ювелирных украшениях: мода на века
Удивительное и интереснейшее насекомое – стрекоза – покорило своей грациозностью ювелиров, и в 1904 году в Париже даже провели особый конкурс, посвященный стрекозе, где она была представлена как в украшениях, так и в препарированном виде. Более всего стрекозу почитают в Японии, где она считается символом воинственной отваги, счастья и удачи. Стрекоз даже приносили в жертву богам, прося победы над врагами. Китайцы считают стрекозу предвестницей лета. Для американских индейцев она стала олицетворением быстроты и активности. В Европе же ее значение в искусстве сходно со значением бабочки, т.е. стрекоза – все тот же символ спасения души и короткой, но прекрасной человеческой жизни, лёгкости, грациозности, легкомыслия. Конечно, стрекозы обязаны своей популярностью брошам Рене Лалика и братьев Лаклош, которым прозрачные крылья стрекоз напоминали радужные переливы эмали. Но и современные ювелирные дома подпали под стрекозиное обаяние. К примеру, Селин Риве, тоже француженка, основательница марки Garnazelle, создала в 2008 году кольцо желтого золота, в котором стрекоза в сапфирах и тсаворитах сидит на огромном аквамариновом кабошоне, а художники немецкого бренда Stenzhorn в том же году презентовали молодежные украшения из бриллиантовых стрекоз.


Паук
Насекомые в ювелирных украшениях: мода на века
Пожалуй, нет более противоречивого образа насекомого в ювелирном искусстве и в то же время более модного, чем образ паука. Он и создатель мира, и коварный и хитрый охотник. Наши предки видели в пауке, сидящем в центре своей паутины, солнечное божество, сотворяющее из самого себя вселенную. Народы Океании считают прародителем вселенной Старого Паука, в скандинавских мифах паук – символ богини Фрейи, покровительницы семьи и брака, матери всех богов. С пауком связан мотив ткачества во всех смыслах: паук – и символ женской работы, как на швейных машинках XIX-XX веков, и атрибут богинь-ткачих судьбы и жизни (египетская Нут, греческие Афина и Персефона, Мойры, шумерская Иштар и пр.)

Насекомые в ювелирных украшениях: мода на векаВ России паук всегда ассоциировался с богатством, удачей и хорошими новостями, а паук, спускающийся на паутине – с божественными дарами, подарками судьбы. Поэтому ювелирные пауки часто изображаются вместе с паутиной. Согласно легенде, во время бегства Мухаммеда из Мекки ему пришлось скрываться в пещере, и посланный Аллахом паук завесил паутиной вход, скрыв пророка. Так, украшение с паутиной может рассматриваться и как защитный амулет. Паутина стала главным мотивом коллекции 2007 года Attrape-Moi французского бренда Chaumet. Она задействована везде: и в бриллиантовом колье, и в кольцах и перстнях, с неизменным пауком – явный намек на охотника и жертву, не случайно название коллекции Attrape-Moi переводится как «поймай меня». Здесь можно увидеть и негативный элемент в божественном образе паука, а именно ассоциации с хищником, подстерегающим свою добычу, а также с «черной вдовой» – пожирательницей мужчин. Иногда паука изображают рядом с мухой.


Муха
Муха – не Насекомые в ювелирных украшениях: мода на векатолько жертва, но и защитница: изображения мух на античных геммах защищало от сглаза; в Египте во времена Древнего и Среднего царства изображение мухи носило характер амулета. Она была символом храбрости – храбрые солдаты награждались золотыми мухами. Муха изображалась довольно часто в натуральную величину на самом видном месте на картинах нидерландских, немецких и итальянских художников XV–XVI веков. Это некий талисман против реальных насекомых, которые могли осквернить картины высокого содержания; даже на фасадах домов изображали нежелательных насекомых, чтобы прогнать их. По легенде, Вергилий сделал медную муху, которую поместил на воротах Неаполя – мухи из города исчезли на восемь лет. Позднее изображение мухи в искусстве приобрело самостоятельный характер и потеряло свое негативное значение. В Эрмитаже хранится булавка для волос середины Насекомые в ювелирных украшениях: мода на векаXVIII века с подвижной мухой из бриллиантов и горного хрусталя. У американца Дэвида Юрмана на мужских золотых перстнях-печатках изображение мухи отсылает к египетской традиции.

Мухи, комары и стрекозы встречаются в виде инклюзивов – включений – в янтаре. Украшения с такими насекомыми ценятся очень высоко из-за их редкости. Бывают в янтаре и муравьи – символ трудолюбия, порядка, добродетели и субординации. В последней трети XX века, когда украшения с янтарем были на пике моды, иногда можно было встретить брошь или перстень с насекомым внутри. Но в том или ином виде мода на насекомых не проходит; разные персонажи пополняют в разное время ювелирный инсектарий в зависимости от веяний моды, будь то бабочки, божьи коровки или пауки. Сквозь времена они летят, ползут, бегут, порхают все с той же природной непосредственностью, и в этом их обаяние. Часть живой природы – насекомые – всегда будут востребованы, как сами самоцветы.